05 июл. 2023

Ткань небесной нити, которая помогает удерживать пространство Русского мира за пределами России

Личность святых в истории — тема особая. Безусловно, они, как и все люди, смертны и вписаны в канву всемирно-исторического процесса своими земными делами. Но было бы большой ошибкой оказаться в русле одномерного подхода к изучению персон, имеющих отношение к Церкви, измеряя их мерилом лишь одной светской историчности или, наоборот, ограничиваясь только биографией святых в стиле житийности.

На излёте этой весны — и в первые июньские дни прошло несколько знаковых событий в культурной жизни полуострова: празднование столетия архиерейской хиротонии архиепископа Луки Крымского, сопровождавшееся визитом в Среднюю Азию на памятные мероприятия, приуроченные к этому событию, викарного владыки Нестора, а также освящение епископом Ялтинским церкви в селе Земляничном Белогорского района Крыма, носящей имя владыки Луки. Поэтому неспроста именно вопросы культурной жизни полуострова, тема Русского мира и универсализм церковного пространства оказались в объективе парламентской газеты республики.

— Владыка Нестор, расскажите, пожалуйста, о вашем визите в Среднюю Азию. Чем он запомнился? Как вас встречали? Каково было содержание основных мероприятий?

— Во время визита мы посетили столицу Узбекистана Ташкент и Самарканд, а также Пенджикент, который находится на территории Таджикистана. Поездка была приурочена к столетию со дня хиротонии святителя и чудотворца Луки, которого в наши дни почитают далеко за пределами Крыма, причём не только на территории СНГ и в православной Греции, но и, без преувеличения, вообще во всём православном мире.

Прошло ровно сто лет с момента хиротонии, которая в прошлом веке состоялась в Пенджикенте. Спустя сто лет, и это символично, там же была отслужена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, в сослужении епископа Бишкекского Савватия, епископа Душанбинского и Таджикистанского Павла.

Инициатором и организатором научной конференции в Ташкентском мединституте и юбилейного богослужения был митрополит Викентий. Рассматривались вопросы жизни, деятельности, изучения трудов и наследия святителя Луки с высоты столетней ретроспективы — временного пробега с момента той хиротонии, которая из-за давления гонителей — обновленцев, врагов церкви разных мастей — была совершена тайно.

— Ваше Преосвященство, что можете сказать о нынешнем русском присутствии в Средней Азии? Контуры Русского мира там ещё ощутимы, спустя тридцать лет после крушения СССР?

— Если говорить об Узбекистане, там ещё во многом сохранилась энергетика русской жизни, Русского мира. И это присутствие сокровенной, тайной России, не очевидной постороннему политизированному взгляду, смотрящему на всё через идеологические очки и не желающему признавать ни исторический опыт, ни очевидные факты. Явную Россию видят все, а тайную замечают только наиболее проницательные и умные сердцем люди, которые видят глубинные токи Божественной энергии, национальное самосознание и волю к жизни, имеющуюся и сегодня в великом русском народе и в великой русской общности. И такой взгляд не может отрицать огромный вклад в национальную историю узбеков.

Это присутствие русскости в полной мере ощущается в Ташкенте. Невольно удивляешься тому, что было сделано дореволюционной Россией, как, впрочем, и тем колоссальным преобразованиям, которые были проведены в советские годы. Между царской и советской Россией большая разница.Но вклад Русского мира под разными лозунгами оказался чрезвычайно велик: оформлена государственность того же Узбекистана, как и многих других ныне существующих государств, сформирована нация, подняты экономика, образование. Результаты действительно блистательные, о чём после развала Советского Союза не принято было говорить и даже вспоминать.

— Крым тесно связан с этим регионом в контексте церковной истории периода гонений?

— Что касается церковного вопроса, Ташкент, Средняя Азия в целом — место пребывания выдающихся святителей и священнослужителей, которые не всегда по своей воле оказывались на этой территории. Если святитель Лука приехал туда, потому что его жена болела туберкулёзом и там идеальный климат для людей, которые имеют проблемы с органами дыхания, то святитель Гурий (Егоров) и многие другие оказались там в ссылке. Список можно продолжать — священномученик Никодим (Кротков), который был в Крыму два года правящим архиереем, священномученик Порфирий (Гулевич), священномученик Николай (Казанский) и многие другие. Их жизнь, а точнее житие, помогает удерживать Русский мир за пределами нашего Отечества. И Святая Русь ощущается там, в мире ислама, более отчётливо и остро, чем здесь, где номинальное христианство лишает нас остроты чутья, зрения и понимания.

— То есть там, в зарубежной Азии, острее переживание наших исторических смыслов и событийности?

— Дело в том, что это — иноязычный регион и иноверная ситуация, которая получила достаточно сильное развитие за эти постперестроечные годы совершенно в противоположном направлении: национализм, исламизация, преодоление всего советского и, как следствие, русского. Русские — из-за сформированного общественного мнения под влиянием Запада — теперь искажённо представляются в роли оккупантов. И что бы они ни создали, ни привнесли в эти земли, всё воспринимается через эту преломлённую социокультурную оптику, делающую акцент на новую, не обсуждаемую идеологическую установку вопреки очевидности.

— Я сам родился в Средней Азии, в Алматинском регионе, крестили меня в Свято-Никольском соборе исторической части города Верный (ныне — Алматы), и понимаю, знаю и ощущаю, о чём вы говорите. Знаю, что сейчас там русская диаспора сокращается, как шагреневая кожа, да и вообще количество православных и инославных христиан стало гораздо меньше. Каково участие соотечественников-христиан в памятных мероприятиях: они принимали в них участие?

— Да. Те, кто остались, а их намного меньше, чем было, участие принимали.

— А узбеки?

— Узбеки, получившие образование в Советском Союзе, защитившие научные степени, сохранившие историко-научный целостный взгляд на вещи, были сочувственны и во многом близки. Особенно мне понравился доклад заместителя министра здравоохранения Узбекистана доктора наук Эльмиры Эркиновны Баситхановой. Элита, носитель смыслов, всегда находит общий язык и возможность сблизиться, а у тех, у кого утрачено целостное научное историко-культурное представление, мир расслаивается, разрушается под влиянием многих факторов.

— Ну и возрастной ценз, конечно, учитывать нужно...

— Да, и возрастной ценз. Носители старой традиции, точнее будет сказать — подлинной традиции, понимают, о чём идёт речь, а молодёжь — уже нет. Они учат английский язык, забывая русский и даже родной, американизируются, утрачивают связь со своей древней традицией и, как следствие, обрекают себя на варварство.

— Для крымчан очень важно: делался ли какой-то акцент на том, что вы, владыка, из Крыма?

— Нет, конференция была церковная, посвящённая святителю Луке, и это была главная тема, не общественно-политическая, не историческая, а посвящённая одной персоне — святому Луке, его деятельности, его научным изысканиям, его почитанию и его присутствию в истории нашей страны и во всём мире.

— Владыка, вернёмся на наш полуостров. Пару слов об освящении церкви в Земляничном Белогорского района в честь святителя Луки. Как оцениваете это событие в нашей культурной жизни? Меня лично безмерно радует, что в месте, где покоится мой отец, появился храм, пусть и небольшой, и теперь там возносится в небеса молитва православного иерея. Достоверно знаю, что отец Пётр там уже окормляет, пусть пока ещё малочисленную, но активно формирующуюся вокруг него паству, и верующие, во всяком случае те из них, кто не имеет возможности регулярно посещать соседнюю Тополёвку и находящийся там Топловский монастырь, теперь могут помолиться дома.

— Всякий раз, когда освящается храм, когда освящается Престол, на мой взгляд, это не что иное, как некий колодец, только обращённый в небо, откуда благодать Божия, милость Божия и любовь Христова нисходят на людей здесь и сейчас. Надеюсь, жители села Земляничного примут особый дар Божий, Его особую милость. Освящение храма — очень важное событие для любого места и его жителей. Что может сближать христиан села Земляничного с библиотеками, архивами, музеями, театрами, с мировыми центрами культуры? Всё это очень далеко и, как правило, недоступно. И даже Интернет, предоставляя информацию, не решает проблему одиночества. Церковь же уникальна тем, что здесь и сейчас человек может быть в общении с Богом, с апостолами и Пресвятой Богородицей, с мучениками и со святителем Лукой, в честь которого и был освящён храм. Этот универсализм церковного пространства, если его осмыслить всерьёз, даёт единственную возможность на фоне остальных «невозможностей» быть в хорошем обществе, в живом реальном общении с лучшими представителями нашего Отечества и мировой истории, быть в живом непрерывном диалоге со святыми и в их живом присутствии вырастать до своего естественного духовного возраста.

— Спасибо за интервью. Владыко, благословите!

— Бог благословит. Спаси, Господи.

Беседовал Роман БЛИЗНЯКОВ.

По материалам сайта new.crimiz.ru