ЧТЕНИЕ 12-И ЕВАНГЕЛИЙ СВЯТЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г.СИМФЕРОПОЛЯ

16 апреля  2020 года, накануне  Великой пятницы, Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь  в сослужении Преосвященнейшего Нестора, епископа Ялтинского, викария Симферопольской и Крымской епархии, Преосвященнейшего Каллиника, епископа Бахчисарайского, викария Симферопольской и Крымской епархии и симферопольского духовенства в Александро-Невском кафедральном соборе города Симферополя  совершил чтение 12-и Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

По Церковному Уставу Последование святых страстей должно начинаться в 8 часов вечера в Великий Четверг. По своей литургической форме это есть утреня Великой Пятницы с двенадцатью евангельскими чтениями, между которыми поются и читаются антифоны и располагается последование утрени. Содержание Евангелий и последования посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и отчасти погребению. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до вечера ее.

    После шестопсалмия, тропаря «Егда славнии ученицы» и малой ектеньи молящиеся зажигают свечи и как бы вступают в глубокую тьму Гефсиманской ночи, окутывающей теперь мир. Начинается чтение двенадцати Евангелий. Это очень древний чин. В Иерусалимской церкви в первые века христианства Евангелие читали всю ночь в тех местах, где Господь учил Своих учеников перед страданиями – на Елеонской горе, где был взят под стражу – в Гефсимании, где был распят – на Голгофе. Ночью, переходя из одного навеки памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие но стопам Господа с молитвой.

    Двенадцать Евангелий составлены от четырех евангелистов. В промежутках между чтениями принято петь 15 антифонов, дополняющих и поясняющих течение евангельских событий. Верующие призываются Церковью пережить вместе со Христом события тех страшных часов, когда Спаситель молился Отцу Своему до кровавого пота… и не был услышан, то есть не получил того, что хотелось Ему как Человеку – избежать страдания. Молитву Свою Он завершил выражением полной преданности воле Отца: «но не как Я хочу, а как Ты…» Снова слушая слова Евангелия, верующие становятся как бы соучастниками событии, описанных в Евангелиях. Страдания Господа переживаются и становятся частью личного духовного опыта. Именно в сопереживании Христу смысл антифонов этой службы. Текст их составлен, вероятно, в V веке. Но еще раньше, во II веке исполнялось самое раннее из дошедших до нас памятников христианской литургической поэзии – поэма св.Мелитона Сардинского «О Пасхе». Текст ее лег в основу антифонов, которые пелись на протяжении 15 столетий, сначала в Византии, потом на Руси.

    По Церковному Уставу Последование святых страстей должно начинаться в 8 часов вечера. По своей литургической форме это есть утреня Великой пятницы с двенадцатью евангельскими чтениями, между которыми поются или читаются антифоны и располагается последование утрени. Содержание Евангелий и последования посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и отчасти погребению. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до вечера ее.

 Пресс-служба собора святого благоверного князя Александра Невского г. Симферополя

Related Posts