«Днесь пастырь Кронштадский предстоит Престолу Божию и усердно молит о верных Христа Пастыреначальника, обетование адова не одолеют ей».
Кондак праведного Иоанна Кронштадского, глас 3.
Октябрь месяц был радостным и скорбным днем для Российской империи. 19 октября 1829 года родился Иоанн Кронщтадский, а 20 октября 1894 года представился император миротворец Александр III. В 1894 году обостряется заболевание почек у Александра III. Напряженный ритм жизни императора, как считали в то время врачи, был прямо противоположен тому, что требовало здоровье. Врачи предложили ему провести осень, зиму на острове Корфу, но государь отказался покидать Родину. Он решил поехать в Беловежскую пущу, а потом в Спалу. Но погодные условия оказались такими, что только могли ухудшить состояние его здоровья. Тогда Император с императрицей Марией Федоровной отправляются на юг, подходящее по климату место.
21сентября 1894 года они приезжают в Ливадию и поселяются в любимом Александром III Малом дворце. Мария Федоровна старалась не допускать никого к императору, кроме врачей, членов императорской фамилии и духовника отца Иоанна Янышева.
В Ливадию ожидался приезд королевы Эллинов Ольги Константиновны и ее матери Великой Княгини Александры Иосифовны. Поэтому, зная, какое отношение предает молитве император, их Высочествам пришла благодетельная мысль пригласит в Ливадию глубоко почитаемого кронштадского пастыря, отца Иоанна Сергиева.
В субботу 8 октября они прибыли на пароходе «Эриклик» в Ялту. Был теплый солнечный день, как пишет цесаревич Николай Александрович, который присутствовал при встречи. о.Иоанн прямо с корабля в открытом экипаже отправился в Ливадию, где в Крестовоздвиженской церкви отслужил заздравную обедню, вместе с архимандритом Епифанием, и вовремя этой литургии он впервые произнес особо составленную молитву об исцелении больного государя. По окончании службы о. Иоанн удалился на отдых в отведенном ему помещении в доме притча Ливадийской Вознесенской церкви. (О доме ниже).
Весть о пребывании всенародно почитаемого пастыря в Ливадии, быстро распространилась по городу. Скоро дом, где он жил, начал осаждаться народом, стремившимся увидеть молитвенника. Преобладающими были, конечно, русские, но приходили к нему и татары, и караимы и люди других национальностей. Они знали, что о.Иоанн ежедневно служит литургию и поэтому они начинали собираться с 3 часов ночи и дежурили до шести утра, когда появлялся батюшка, чтобы всех благословить. Инородцы подходили к нему последними и также как православные смиренно преклоняли головы. Отец Иоанн возлагал на них свои руки и расспрашивал их о нуждах, горестях, отнюдь не касаясь вопроса о религии. После утреннего благословения он шел на литургию.
9 октября он служил в приходской Ливадийской Вознесенской церкви, все желающие не смогли попасть на службу. После литургии о.Иоанн едет по приглашениям в Ялту, а уже в 4 часа по полудню служил молебен в казармах конвоя Ливадии. В этот день цесаревич Николай «познакомился и разговаривал с о.Иоанном», о чем и записал в своем дневнике.
10 октября Александр III встретился с о.Иоанном. Он поблагодарил батюшку за приезд, и они вместе молились. Отец Иоанн Кронштадский об этом пишет так: «Больной стал на колени, а я стал читать молитвы. Его Величество молился с глубоким чувством, склонив голову и углубившись в себя. Когда я закончил, он встал и просил меня впредь за него молиться». Вечером этого же дня император встречал невесту сына — принцессу Алису Гессинскую.
Молитва, волнительная встреча, по-видимому, хорошо подействовали на больного, и он стал чувствовать себя лучше.
11октября о.Иоанн служил утреннюю и обедню в Ялтинском Иоанно-Златоустовском соборе, при огромном стечении народа.
12 октября пастырь труженик молился в Покровском храме Ореанды, об этом свидетельствует запись в дневнике цесаревича: «В 10 ½ большая часть семейства отправилась пешком в Ореандскую церковь, к обедне, которую служил о.Иоанн. Он очень резко делает возгласы, как-то выкрикивает их — он прочел свою молитву за Папа, которая произвела впечатление на меня…»
13 октября о.Иоанн ездил в имение Великого Князя Александра Михайловича «Ай-Тодор», где в дворцовой церкви служил литургию. Из «Ай-Тодора» он поехал в имение князя Юсупова, а оттуда он совершил прогулку в Алупку.
14 октября рано утром батюшка отправился в Удельное имение «Массандра». В церкви «Усечение главы Иоанна Предтечи» была отслужена обедня. После прогулки по Массандре о.Иоанн отправился к графу С.В.Орлову-Давыдову, в его имение «Селям». Граф пожертвовал 10000 руб. на резервный капитал Кронштадского «Дома Трудолюбия», основанный о.Иоанном, а так же 2,5 тыс. руб. на учреждении в этом же доме стипендии имени Императора Александра III. (Всем хорошо известно, как необходимы детям детсад и ясли, но мало кто знает, что инициатором создания этих детских учреждений в России был о. Иоанн. В яслях Дома Трудолюбия постоянно пребывало 100 детей беднейшего класса России. Они находились там, пока родители были на работе, с 8 утра до 8 вечера и получали первые знания и необходимое питание.)
15 октября праведник совершил богослужение в Ауткинской Успенской церкви. Вот как об этом пишет очевидец: «Храм наполняли не только православные, но так же и греки, татары, типичные физиономии которых резко выделялись и обращали на себя общее внимание. Вдумчиво сосредоточенно вглядывались они в священника и видно было, по их искрившимся глазам, что они также как и православные, исполнены благоговения и веры».
16 октября о. Иоанн провел день в Гурзуфе. Служил обедню в местной церкви и так же принимал народ.
17 октября батюшка служил утреннию и литургию в Ореанде, по окончании которой, в сопровождении придворного протодиакона, в полном облачении и с Святыми Дарами, отправился в Ливадию причащать Александра III. В этот день Ялта запестрела знаменами, отовсюду разносился колокольный звон, призывая молиться за царя. Все вспоминали чудесное спасение Государя с семьёй, в этот день 1888 года, когда произошло крушение императорского поезда под Борками.
18 октября о. Иоанн посетил Никитский ботанический сад. Затем был приглашен императрицей и наследником помолиться за больного в комнату, где была поставлена большая чудотворная икона Божьей Матери.
19 октября о.Иоанн скромно отпраздновал свое 65-летие. В этот день он встал в 5 часов утра и оправился в Иоанно-Златоустовский собор служить литургию. Еще накануне начали приходить приветственные телеграммы, и по ним видно, какова была любовь к молитвеннику земли Русской. В Ливадии он получил 289 посланий. Из Екатеринослава пишет женщина: «Помолитесь о выздоровлении единственного умирающего малютки-сына». Из Праги: «Батюшка, прошу вас помолитесь о возвращении рассудка моему мужу». Из Баку: «Помолитесь за здравие мусульманина Галидула.» Известность о. Иоанна простиралась далеко за пределы России. За время пребывания его в Ливадии он получил письма и телеграммы из Рима, Берлина, Вены, Мюнхена, Венеции. Различие религий не играло здесь никакой роли, все обращаются к пастырю с такой же верою в великую силу его заступничества за них перед престолом Всевышнего, как и самые убежденные православные.
Приблизилось роковое 20 октября. В этот день по поручению Великой Княгини Александры Иосифовны о. Иоанн служил литургию в Ореандской Покровской церкви. После обедни Александр III изъявил желание увидеть батюшку, затем вместе с ним молился, потом через полчаса призвал его снова и о. Иоанн вновь напутствовал его молитвой и помазанием Святого Елея, и причастил. Духовный врач — о.Иоанн возложил свои руки на голову императора. Пастырь молитвенник свидетель и очевидец блаженной кончины Царя Миротворца, который за два дня до своей смерти сказал сыну Николаю: «В политике внешней – держись независимой позиции. В политике внутренней, – прежде всего, покровительствуй Церкви. Она на раз спасала Россию в годину бед».
20 и 21 октября о. Иоанн провел в Ливадии, служились заупокойные службы по государю.
В ночь на 22 октября выехал в имение Кузнецова «Форос», здесь отслужил службу в Воскресенской церкви. В 9 часов вечера 22 числа он выехал из Фороса на лошадях в Севастополь.
23 октября переночевал у настоятеля Петропавловского собора и здесь же отслужил утреннию и литургию, затем отправился в монастырь Херсонеса и осматривал достопримечательности города. Обедал у военного генерал-губернатора и отдыхал до 10 вечера. В 11 часу о.Иоанн отправился на корабле «Память Меркурия» и прибыл в Ялту в 9 часов 24 октября.
В этот день о.Иоанн принимал участие, а перенесении тела в Бозе почившего Государя Императора в Ливадийскую Вознесенскую церковь.
25 октября батюшка служил здесь заупокойную литургию вместе с преосвященным Мартинианом, протопресвитером Янышевым и другим духовенством. В числе этого духовенства был настоятель Ореандовской церкви Иаонн Игнатьевич Щекин. За чтение Евангелия и за участие в церемонии при проводах тела Его Величества был награжден кабинетным золотым наперсным крестом и Всемилостивейше пожалован перстень с бриллиантами из Кабинета Его Величества.
27 октября тело покойного императора на руках перенесли из Вознесенского храма на крейсер «Память Меркурия». Отец Иоанн прибыл в Петербург, сопровождая тело почившего монарха.
Спустя 14 лет в своем дневнике Иоанн Кронштадский за 25 октября (это за месяц до смерти) запишет: «Видел пред утром, часа в три, покойного Императора Александра III, молящимся в моей спальне, усердно молящимся. Я в лежачем положении на кресле, а он – стоит и молится; кто-то сильно постучался из царской фамилии в двери – и он вышел”.
Теперь о доме, в котором жил в Ливадии о.Иоанн. 31декабря 1871 года от архитектора Альфонса Гекторовича Венсана в Управление имением “Ливадия” пришло Высочайше утвержденный проект, дома для помещения церковного притча со школой. В 1872 году был составлен договор, где французско-подданный Едмонт Бушар и Евгений Дюкро обязались построить церковь и дом для притча.
В конце 1873 года дом был построен. Он состоял из 6 комнат. Две комнаты предназначались для постоянно служащего священника, по одной для диакона и псаломщика. Вот как его описывает причетник Киселев, который был с о.Иоанном: «Двух этажный каменный дом этот стоит на красивой возвышенности и с находящейся перед ним широкой кипарисной аллеей, открывается великолепный вид на море. Отцу Иоанну, архимандрит Епифаний предложил одну из занимаемых им в верхнем этаже дома комнат. Невзыскательная обстановка комнаты делала ее похожей на монастырскую келью. Отец Иоанн спал на довольно жестком кожаном диване, а занимался разбором громадной ежедневной корреспонденцией за маленьким перед диванным столом. К комнате прилегал просторный балкон, на котором батюшка любил предаваться по вечерам духовным размышлениям. Вид с балкона был очарователен, в особенности же при закате солнца». Этот дом сохранился до наших дней – это дом № 10 на ул. Юности в п. Ливадия. Думается надо установить на нем памятную мемориальную доску, что здесь осенью 1894 года жил светильник души русской.
«Величаем тя, святый праведный отче наш Иоанне, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.».
Владимир Евдокимов.
1. Вознесенский собор в имении «Ливадия 8. Св.прав. Иоанн Кронштадский. 7. Бюст св.прав. Иоанна Кронштадского у Покровского храма в Нижней Ореанде. Работа скульптора Олега Радзевича. Владыка Ялтинский Нестор и Олег вместе учились в Харькове на скульпторов. 6. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь два раза в 1894 году служил Иоанн Кронштадский. 5. Вид из окна, где примерно в 100-150 метрах был Вознесенский собор. Современный вид. 4. Комната, где жил Иоанн Кронштадский. Современный вид 3. Дом где жил св.прав. Иоанн Кронштадский. Современный вид. 2. Дом где жил св.прав. Иоанн Кронштадский. Страница из дореволюционного издания.